Меню

Сравнительный обзор лодок Mamba 8.1, Diesel 70, Nomad 8.5


Размещено:

10.06.2013


Оценка: 5

(Голосов: 1)

 

Водопад

Сначала я хотел написать про Dagger Mamba 8.1. Это новая лодка, и про нее пока совсем мало информации, за исключением  статьи от Лехи Лукина. Но оказалось, что так или иначе, рассказывая про одну лодку, я сравнивал ее с дугой, сначала с Дизелем, на котором катался два сезона, потом с Номадом, после того, как Мамба навсегда упокоилась в водах реки Раундалсельва, в Норвегии.
Думаю, сравнительный обзор трех лодок лучше, чем просто написать про одну, что она отлично плавает. Disclaimer: ни один текст в Интернете не заменит теста каяка на воде. И мои впечатления от лодок – это мое личное мнение, которое может не совпасть с мнением других паддлеров. Мой вес 62- 64 кг, рост 175.


 

Wave sport Diesel 70

Wavesport Diesel 70 на бурной воде

Про эту лодку написано уже очень много, в том числе и российскими каякерами. С моим ростом и весом Wave Sport Diesel 70 мне идеально подошел по размеру.
В общей сложности я прокатался на этой лодке два сезона. Это почти 300 дней на воде. Лодка использовалась на совершенно разных реках: от бигвольюма Алтая, до крикинга в Норвегии, от замусоренных камнями рек Непала до водных эскалаторов Грузии.

Управляемость и скорость. Каяк легко крутится. Больше сказать особо нечего. Скорость по гладкой воде отличная, по бурной каяк едет существенно медленнее, потому что нос зарывается в волнах, если лодку не кренить.
Оценка 5 — из 5.

Wavesport Diesel 70 на бурной воде

Крена. Это то, что делает Дизель одним из лучших современных риверраннеров. Плоское дно и множество ребер дают возможность поставить и четко контролировать любой крен без существенных усилий. Можно чуть-чуть наклонить лодку, чтобы наехать на что-то маленькое, можно закренить ее до предела, чтобы выехать на струю из пониженного улова. Также форма дна позволяет прекрасно серфить и крутить кое-какие родео-фигуры.
Оценка 5 из 5

Остойчивость. Низкий борт, рубленая форма дэки и небольшой размер делают лодку не очень стабильной. Стоит чуть-чуть потерять крен, и камень на дне или вода сверху перевернут лодку. На Дизеле надо всегда плавать с каким-либо креном.
Оценка 3 из 5.

Большая вода. Плоское дно, ребра. Лодка имеет достаточную скорость, прекрасно режет струю, ее не возит по сбойкам. Благодаря форме дэки, вода сливается с нее, не заставляя атлета крутить вынужденные лупы. Лодку промывает из больших бочек значительно быстрее ее более круглых конкурентов. По моему мнению, Diesel сегодня – одна из лучших лодок для большой воды.
Оценка 5 из 5.

Wavesport Diesel 70 на бурной воде

Крикинг. Лодка не универсальна. Из-за достаточно пологого рокера на крикинге Diesel ведет себя не так хорошо, как на большой воде. При буфе высоких сливов у него есть только два состояния: забуфил и не забуфил. В то время как у лодок, разработанных специально для крикинга, таких состояний куда больше: забуфил, не забуфил, но нос все равно задрался, забуфил, но криво, но ничего не произошло и пр. Также из-за рокера на крутых волнах нос лодки роет воду. Однако, если вы умеете прекрасно буфить и привыкнете заходить на валы с креном, то эти недостатки нивелируются.
Оценка 3 из 5.

Wavesport Diesel 70 на бурной воде

Аутфиттинг. очень удобен, прост, понятен, но есть нюансы. Бедренные упоры лодок Wave Sport мне кажутся наиболее удобными среди всех, которые я пробовал. Минусы: все болтики и барашки имеют свойство раскручиваться. За ними надо следить, иначе барашки потеряются, а через отверстия для болтов начнет течь вода (это характерно для всех лодок, где есть болты и гайки). Кроме того, при запуске лодки из нее нередко вырывает пиллерсы и пенки из-под сидушки. Для того, чтобы этого избежать, перед сплавом надо разобрать лодку и зафиксировать все детали аутфиттинка при помощи пластиковых хомутов или серебряного скотча.
Оценка 4 из 5.

Прочие особенности. У Дизеля отличная обратная связь: стоит чуть потерять контроль крена – и придется тренировать эскимосский переворот. Это делает Дизель очень хорошей лодкой для новичков, вынуждая учиться хорошо плавать с самого начала.
Я считал, что современные сплавные каяки живут 100 сплавных дней. После первого запуска в свободное плавание еще новой лодки я подумал, что вот теперь-то ей конец и оставшийся сезон я буду плавать на дырявом каяке. Тем не менее, моя лодка пережила в три раза больше сплава, чем я предполагал, а также десяток запусков без пилота. В конце концов, появилась маленькая трещина на корме, но после ремонта я намерен докатать на этой лодке еще пару сезонов в Непале.

Wavesport Diesel 70 на бурной воде

Резюме по Wavesport Diesel 70. Отличная лодка для большой воды, однако неуниверсальная. На крикинге ведет себя заметно хуже. Прекрасно подойдет новичкам, приучая к управлению лодки кренами и чтению воды. Общая оценка для большой воды «пять с минусом» (минус за аутфиттинг), для крикинга — три


 

Dagger Mamba 8.1

Dagger Mamba 8.1 на бурной воде

Рестайлинг хитовой лодки от Даггера. Производитель уверяет, что учтены недостатки предыдущей модели, но поскольку на старой Мамбе я не плавал, то сказать мне нечего. Я успел покататься на этом каяке в Грузии по большому расходу, на соревнованиях WW-Run по Гранитному каньону Белой и в норвежском регионе Восс по паводковым сраням, от бигвольюма, до стипкрикинга и водопадов. В общей сложности Мамба прослужила мне примерно месяц сплава, пока в водопаде Nosebreaker, который я ехал первым, не сорвало юбку и лодка не уплыла отдельно от пилота в неизвестном направлении. Good night, sweet prince!

Управляемость и скорость. Мне показалось, что Мамба крутится сложнее, чем Дизель. Я даже думал, что средний размер лодки мне велик и я не справляюсь с ее длиной и объемом. Чтобы растолкать лодку на ровной воде, приходится также приложить больше усилий. Зато большой высокий нос прекрасно заезжает на волны и каяк не теряет скорость. На бурной воде Мамба быстрее Дизеля.
Оценка 4 из 5.

Крена. Мамба – лодка с плоским дном и выраженными ребрами, однако ребро только одно на каждом борту. Крен на Мамбе ставить легко, а вот держать – трудно. Если на Дизеле поставил крен и поехал, то на Мамбе надо постоянно тянуть колено груди, чтобы крен сохранялся. Это не минус, а особенность, но мне потребовалось много времени, чтобы к ней привыкнуть.
Оценка 5- из 5.

Dagger Mamba 8.1 на бурной воде

Остойчивость. После Дизеля Мамба показалась мне огромным кораблем: длинная, широкая, с высоким бортом и круглой дэкой. Все это гарантирует высокую пассивную остойчивость. На всякие мелкие бочечки и сбойки струй уже можно не обращать внимания, мои ошибки с кренами на первых порах компенсировала круглая дэка, лодку не подкусывало. Однако общая оценка 4 из 5, потому что Номад дает еще большую остойчивость.

Большая вода. Mamba – это попытка создать универсальную лодку и для большой воды, и для крикинга. Каяк не возит по сбойкам струй при заходе в улова, ребра и приличная скорость по бурной воде позволяют делать продолжительные резкие траверсы. Но по моему субъективному мнению Дизель все же лучше.
Оценка 4 из 5.

Крикинг. Что ж, попытка создать лодку, которая одинаково пригодна и для крикинга и для бигвольюма удалась. На маленьком расходе с Мамбой можно забыть о мелких водных структурах и сосредоточиться на линии движения. Лодка отлично буфит и давит небольшие сбойки, бочки и грибы. Под водой после приводнения с высоких сливов достаточно стабильна и предсказуема.

Dagger Mamba 8.1 на бурной воде

Мамба отлично буфит

Аутфиттинг. У меня была комплектация Creeker. Это простая и очень надежная начинка лодки. Особенно порадовала Т-образная пластиковая стойка перед передним пиллерсом, которая не даст лодке сложиться вместе с ногами в каком-нибудь сифоне. Все очень просто и надежно. Единственный недостаток, который я углядел: для того, чтобы настроить и подклеить пяточные упоры, пришлось выкрутить несколько болтов и вынуть целиком передний пиллерс, сами упоры и Т-образную стойку. Процедура достаточно геморная, ее лучше проделать сразу после покупки дома, а не в туре.
Оценка 5 из 5.

Прочие особенности. Плавая в Норвегии, я заметил такую штуку: Мамбу выдавливает из всех бочек с дополнительным ускорением вперед, стоит только засунуть под слив корму. Когда корма оказывается под водой (в любой водной структуре), лодку просто выстреливает.
На старых Мамбах был косяк с передней ручкой. Если запущенная без пилота лодка билась носом, то сгиб проходил по месту крепления ручки, и нос раскрывался. Теперь ручка расположена не параллельно основной оси лодки, а перпендикулярно, и носу ничего не грозит. Проверено. После запуска в очень плохом месте, несмотря на отсутствие емкости непотопляемости в носу, моя Мамба отделалась небольшой вмятиной.

Dagger Mamba 8.1

Цвет. Мне досталась бело-голубая лодка. При этом голубого в ней было значительно меньше, чем белого. В результате в потоке лодку просто не было видно. На фотографиях – то же самое. В случае спасработ это создаст дополнительные трудности страхующему. Любая сплавная лодка должна быть яркой, а не сливаться с цветом воды.

Водопад

Найдите в этой срани лодку и каякера. Произвести впечатления на девченок такой фотографией будет очень сложно)))

Резюме по Dagger Mamba 8.1. Хорошая лодка для тех, кто еще не уверен, что ему больше нравится, большая вода или крутопадающие ручьи. Однако, как и все универсальные вещи, не идеальна для чего-то одного. Общая оценка для большой воды «четыре», для крикинга – тоже «четыре»


 

Dagger Nomad 8.5

Dagger Nomad 8.5 на бурной воде

Уже сегодня Номад – признанная классика. Эта лодка выпускается уже более девяти лет и имеет армию фанатов. Общая тенденция сейчас идет в сторону плоского дна, а Номад – круглая лодка, и ее постепенно начали вытеснять более новые каяки.
Как уже было сказано, Номад – лодка с круглым дном, а я никогда раньше на таких не плавал. Кроме того, мне достался большой размер, и я думал, что не справлюсь с ним, но, после месяца сплава в Норвегии могу сказать, что Dagger Nomad 8.5 – превосходная лодка даже для маленьких райдеров. За месяц я имел больше опыта крикинга, чем большой воды, хотя и бигвольюм не прошел мимо: секция Амот на Шоа, Нижняя Йори, а также почти все реки Северной Норвегии стали хорошим полигоном для испытания Номада.

Dagger Nomad 8.5 на бурной воде

Управляемость и скорость. Благодаря большой длине, лодка набирает очень хорошую скорость. При этом нос все время идет поверху не зарываясь в воду. По гладкой воде идет как Дизель, по бурной – как Мамба. Крутится Номад тоже очень хорошо. После Мамбы мне стало значительно проще управлять каяком.
Оценка 5 из 5.

Крена. Что ж, круглое дно – оно и есть круглое дно. На Номаде есть два состояния: либо ты едешь вообще без крена, либо задан огромный крен. Третьего не дано. Весь арсенал чудоприемов, связанных с кренами, на Номаде не пригождается.
Существует мнение, что круглые лодки не серфят. Это не так. Просто надо найти волну побольше и наслаждаться.
В плюсах отсутствия ребер и круглого дна: можно забить на мелкие камни в русле, Номад с них прекрасно соскальзывает, не меняя направления движения. Кроме того, круглую лодку меньше таскает по реке разными водными структурами.
Оценку ставить сложно, Номад – принципиально другая лодка, по сравнению с Дизелем и Мамбой. Но по субъективным ощущениям я бы поставил 4 из 5.

Dagger Nomad 8.5 на бурной воде

Остойчивость. А вот тут Номаду нет равных. Лодку не закусывает, даже если не ставить правильный крен. Номад даже на небольшой скорости давит почти все препятствия. То, что не давит – буфит. Особое удовольствие доставляет езда по отбойникам и водным структурам с обратным креном. Круглое дно прекрасно наезжает на обратки и пенки, а круглая же дэка позволяет задавать очень глубокие обратные крена. Все это очень важно для тех, кто плавает по рекам класс 5, где объехать все невозможно. Номад позволяет райдеру не обращать внимания на многие небольшие препятствия, сосредоточившись на линии движения и действительно больших плюхах.
Оценка 5 из 5, если не 6 из 5.

Большая вода. Номад рожден быть крикером, но лично у меня на большой воде проблем с ним не возникло. Скорости и управляемости хватает, на волны, отбойники и обратки лодка заезжает без проблем. Многие говорят о том, что Номад плохо ведет себя в бочках. Тут сказать ничего не могу, так как за месяц мне то ли не встретилось ни одной по-настоящему большой бочки, то ли я их все пробил.
Единственный минус на большой воде — это пересечение сбоек при заходе в улова. В отличие от лодок с ребрами, Номад ощутимо тащит по сбойке вниз, что не очень приятно в случае последнего крохотного улова перед урезом водопада.
Оценка 4+ из 5.

Dagger Nomad 8.5 на бурной воде

Крикинг. Тут Номад в своей стихии. На камни в русле и маленькие структуры можно не обращать внимания. Буфит превосходно. Даже если я не успевал сделать буфовый гребок, лодка нередко делала автобуф благодаря огромному рокеру. Большой объем тоже нелишний на высоких водопадах и слайдах. Благодаря ему лодка всегда остается на поверхности и не теряет управляемости.
Оценка 5 из 5.

Dagger Nomad 8.5 на бурной воде

Номад буфит еще лучше Мамбы

Аутфиттинг. Идентичен с Мамбой (той, которая creeker).
Оценка 5 из 5.

Прочие особенности. Очень слабая обратная связь. Нередко лодка «возит» каякера как пассажира, прощая ему грубейшие ошибки. Из-за этого процесс обучения будет идти значительно медленнее, поэтому я бы не рекомендовал эту лодку новичкам. С Номадом вы не поймете всех тонкостей управления лодкой и чтения воды. Сливная пробка расположена не на самой корме, а чуть ближе к очку и сбоку. Из-за этого слить всю воду до последней капли никогда не получается. Но это уже мелочь. Решается наличием губки.
Резюме по Dagger Nomad 8.5. Несмотря на то, что придумали его более девяти лет назад, Номад по-прежнему великолепная лодка для тех, кто собирается мочить по-настоящему сложные срани. Прекрасный крикер и хороший риверраннер. Оценки 5 и 4+ соответственно. Однако начинающему лучше выбрать другую лодку, если он хочет научиться управлять каяком, а не ездить как пассажир.

Какую лодку выбрать пусть каждый решит сам в зависимости от стиля сплава и предпочтений в реках. Для Норвегии из перечисленных лодок лучше всех подойдет Nomad. Для Алтая – Diesel. Мамба более-менее универсальна. Какой будет моя следующая лодка? Хотелось бы сочетания пассивной остойчивости, скорости и управляемости Номада с широким использованием кренов Дизеля. Так что я активно присматриваюсь к новой лодке от Wave Sport – Recon.

Фото Ивана Чудакова, Андрея Арсеева, Семена Лурье, Стаса Клинюка, Ирины Максимовой и др.

С сайта http://www.paddler.ru